Больше миллиона больных хроническим гепатитом С потенциально нуждаются в лечении, сообщил Лайфу руководитель референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора Владимир Чуланов.
— Из них примерно 500 тысяч находится на диспансерном наблюдении. Им государство должно обеспечить лечение, — добавил он. — Остальные не наблюдаются, отчасти из-за своей безответственности, а значит, лечение от государства они никак не смогут получить. Возможно, они лечатся за свой счёт — мы этого не знаем. Из этих 500 тысяч за последние пять лет только 8,6 тысячи получили лечение — это где-то 1,7%.
Гепатит С — наиболее тяжёлая форма вирусного гепатита. Заразиться можно половым путём, через общий шприц, при переливании крови (если её не проверили). Из внутренних органов страдает в основном печень, повышается температура, желтеет кожа. Примерно у 70% людей, переболевших острым гепатитом, развивается хронический гепатит. При хронической форме печень подвергается необратимым изменениям, нарушается главная функция органа. Чаще всего болеют люди в возрасте от 30 до 40 лет.
В конце декабря Владимир Чуланов выступал с презентацией на видеоселекторном совещании в Минздраве. Там он привёл такую статистику по хроническому гепатиту С: с 2001 года по 2015 год заболеваемость увеличилась с 29,5 до 38,1 человека на 100 тысяч.
О проблеме с лечением больных гепатитом С говорит и исполнительный директор общественной организации “Вместе против гепатита” Никита Коваленко.
— В 2016 году только в Москве лечение за счёт ОМС и городской программы по борьбе с гепатитом получили больше 1600 человек, но это исключение, — отмечает он. — В большинстве регионов счёт идет на десятки, в лучшем случае — на сотни. Чтобы такими темпами вылечить хотя бы пациентов с подтверждённым диагнозом потребуется 213 лет! А чтобы реально взять проблему гепатитов под контроль и к 2020 году снизить количество больных вдвое, ежегодно нужно лечить 123 тысячи человек.
О том, что лечение получают в первую очередь жители Москвы, говорят и данные Международной коалиции по готовности к лечению (ITPC). По их информации, за 11 месяцев 2016 года через госзакупки было закуплено препаратов для лечения гепатита С на общую сумму около 3 млрд рублей. При этом около 70% — это антивирусные препараты (закупались ещё препараты с белком интерфероном, но эта схема лечения признаётся устаревшей). И если брать именно антивирусные препараты, то 67% закупленных курсов пришлись на Москву.
— Согласно обновлённым рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для лечения инфекции гепатита С рекомендуется использовать схемы противовирусных препаратов прямого действия (ПППД), — говорит координатор проектов по вирусным гепатитам НП “Е.В.А.” Алексей Лахов.
Как ранее сообщала Лайфу пресс-служба Минздрава, в 2016 году выделено 21,6 млрд рублей на лечение тех, кто заражён ВИЧ и гепатитами. Как объясняют эксперты, почти все эти деньги (в том числе и 37 млн рублей, выделенных на профилактику) ушли на борьбу с ВИЧ.
— Проблема не только в доступе к лечению, но и с диагностикой, — объясняет Никита Коваленко. — В большинстве регионов невозможно сделать фиброскан (исследование тканей печени. — Прим. Лайфа). ПЦР (диагностика для выявление возбудителей инфекционных заболеваний. — Прим. Лайфа) и генотипирование (определение генотипа вируса. — Прим. Лайфа) не входят в ОМС. А без этих анализов нельзя назначить правильное лечение. Даже Москва столкнулась со сложностями: лекарства есть, а на диагностику очередь, в регионах ситуация ещё хуже.
[…] Источник: itpc-eeca.org, life.ru […]