Росздравнадзор подготовил отчёт о запасах лекарств для ВИЧ-инфицированных в регионах. Ситуация катастрофична. В пяти регионах нет нужных лекарств, в 22 регионах препаратов не хватит и на месяц. Учитывая, что новые тендеры на поставку Минздрав даже ещё не объявил, тысячи ВИЧ-инфицированных останутся без лечения, а беременные ВИЧ-положительные родят заражённых детей. Отчёт уже направлен в Минздрав.
Сводки с войны
По данным Лайфа, анализ был проведён по поручению самого Минздрава. В отчёте приводятся конкретные примеры, каких именно лекарств не хватает и где.
“В пяти регионах… при наличии потребности отсутствуют лекарственные препараты (например: “Зиаген”…, “Видекс”…), в 22 регионах… запас лекарственных препаратов (например: “Никавир”…, “Олитид”…, “Интерфаст”…) составляет менее месячной потребности” (сокращены указания лекарственной формы и дозировки.— Прим. Лайфа).
В Алтайском крае, по данным Росздравнадзора, практически отсутствует запас антиретровирусных лекарственных препаратов (“Комбивир”…, “Калетра”…, “Никавир”…), отмечается дефицит 36 629 упаковок антиретровирусных препаратов. По пяти лекарственным препаратам расчётный остаток составляет менее трёх месяцев (“Видекс”…, “Амивирен”…, “Интеленс”…)
В Москве по 10 лекарственным препаратам расчётный остаток составляет менее трёх месяцев (“Олитид”…, “Азимитем”…, “Стаг”…)
В Тюменской области по 17 лекарственным препаратам расчётный остаток составляет менее трёх месяцев (“Зиаген”…, “Реатаз”…, “Калетра”…, “Презиста”…).
Также в отчёте называет регионы, где меньше всего инфицированных получают лекарства.
Новая система закупок
С 2017 года изменилась система закупок лекарств для ВИЧ-инфицированных. В последние годы эти препараты закупали регионы, сейчас должен централизованно закупать Минздрав. В ведомстве считают, что централизация поможет сэкономить 8 млрд рублей за год.
Но Минздрав ещё не объявил ни одного тендера на поставку препаратов для ВИЧ-положительных. И, как видим, регионы тоже не сделали запасов впрок. Поэтому ВИЧ-инфицированные и остались без лекарств.
— Регионы набрали новых пациентов с расчётом, что Минздрав сделает централизованную закупку в конце 2016 года, — говорит представитель общественной организации “Пациентский контроль” Андрей Скворцов. — Получилось так, что запас препаратов был быстро израсходован. Минздрав закупки никакие не объявил. Такая ситуация почти во всех регионах. Таблетки просто кончились.
Перебои и раньше были, конечно. В том числе они случались из-за затягивания закупочных процедур.
Лайф проанализировал отменённые тендеры за 2016 год по 10 препаратам для ВИЧ-инфицированных (“Ритонавир”, “Ставудин”, “Ламивудин”, “Абакавир”, “Тенофовир”, “Зидовудин”, “Фосфазид”, “Этравирин”, “Невирапин”, “Саквинавир”) — получился 61 тендер на общую сумму 333 млн рублей.
Далеко не все отменённые тендеры переобъявлялись заново. Например, в 2016 году в Крыму отменили три тендера на “Тенофовир” (общая сумма 42 млн рублей). За весь год на “Тенофовир” Крым потратил 6 млн рублей.
— Отмена тендеров тоже влияет на перебои, — говорит Андрей Скворцов. — Это значит, что регион закупил меньше таблеток, чем планировал.
— По каждому региону нужно смотреть отдельно, но, насколько нам известно, все регионы потратили бюджетные деньги, чуть ли не до копеечки. Это может говорить о том, что они перенаправили деньги на другой препарат, — считает Алексей Михайлов, представитель Международной коалиции по готовности к лечению (ITPC).
Как ранее рассказывал Лайф, даже если бы не было сбоев с поставками, препараты получили бы далеко не все ВИЧ-инфицированные. По словам руководителя Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадима Покровского, в 2016 году лекарства получали всего лишь 30% ВИЧ-положительных. По версии главы Минздрава Вероники Скворцовой, их 37%.
Меньше лекарств — больше заражений
По данным ITPC, за последние 2 месяца на сайт pereboi.ru поступило 49 жалоб о нехватке лекарств для терапии ВИЧ. Это почти в два раза больше, чем за такой же период в прошлом году. Свежий пример.
“Ранее терапия выдавалась на 3 месяца. С 2016 года начались перебои и замены препаратов и производителей… Попросил у заведующей выдать хотя бы на 2 месяца, потому как к периоду истечения терапии буду вне города в командировке. Запись разговора с заведующей велась на диктофон. Дословно: “Приносите справку о командировке, препаратов очень мало, если выдам вам, не хватит другим, с “Калетрой” сейчас проблемы”
По словам Андрея Скворцова, перебои с лечением приводят к тому, что люди попадают в больницу с минимальным количеством иммунных клеток (50 и меньше при норме 500—1200).
— Организм не в состоянии сопротивляться никакой инфекции, люди заболевают туберкулёзом, например, — сказал Андрей Скворцов. — При отсутствии лечения могут развиться и онкологические заболевания, что, как вы понимаете, во многих случаях летально.
При этом после перебоев инфицированным могут уже не подойти прежние лекарства, потребуются более сильные и дорогие.
— Допустим, были закуплены одни лекарства, потом они закончились, произошёл перебой на 3–4 месяца, а когда стали эти же препараты закупать снова, пациентам они уже не подходят, — говорит Андрей Скворцов. — У пациентов развивается резистентность, и они просто уже не реагируют на эти препараты.
Кроме того, оставшиеся без лекарств ВИЧ-инфицированные могут передавать вирус окружающим (например, половым путём, или мать передаёт его ребёнку, которого вынашивает). А если ВИЧ-инфицированный вовремя принимает необходимые препараты, то он, по словам Андрея Скворцова, “существенно улучшает состояние своего здоровья” и не представляет опасности для остальных людей.
По данным СПИД-центра, за 9 месяцев 2016 года в России было зарегистрировано 75 962 новых случая заражения ВИЧ. Всего в России зарегистрировано 854 тысячи ВИЧ-положительных. Каждые 5 минут один человек в России заражается ВИЧ-инфекцией. Возможно, теперь это будет ещё быстрее.
Оставить комментарий