Отсутствует единый государственный регистр пациентов
По данным ВОЗ, около 150 млн людей во всем мире являются хроническими носителями вируса гепатита С, а распространенность заболевания внутри государств более 5% считается высокой. По оценкам экспертов, распространенность гепатита С в России составляет 4,4% среди взрослого населения. За период с 2000 по 2008 гг. заболеваемость хроническим гепатитом С возрасла в 3 раза. Абсолютно пугающим является тот факт, что Россия не располагает сегодня официальной статистикой по уровню заболеваемости как вирусным гепатитом С, так и ВИЧ. По этой же причине невозможно дать приблизительную оценку потребностей пациентов в лекарственном обеспечении, во вторичной и третичной профилактике. Бездействие государства по признанию эпидемии гепатита С связано в том числе и с ограниченными возможностями по оценке масштабов эпидемии. В случае признания статуса эпидемии, станет необходимой разработка стратегии по противодействию эпидемии гепатита С в стране, которая должна включать в себя оценку потребностей в лечении, предоставление эффективных услуг по лечению и реабилитации, эффективную интеграцию лечебных служб,а также мониторинг деятельности в области лечения и результатов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 вирусный гепатит С включен в перечень социально значимых заболеваний. В целях предупреждения и борьбы с социально значимыми заболеваниями Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280 утверждена федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)», содержащая подпрограмму «Вирусные гепатиты». Государством по неизвестным причинам не была проведена оценка социального и экономического бремени, обусловленного вирусом гепатита С, соответственно на государственном уровне нет единого представления о масштабах проблемы.
Существует необходимость борьбы с дискриминацией и стигмой
Эпидемиологические исследования в некоторых городах показывают, что до 90% инъекционных наркоманов (ПИН) являются вирусоносителями гепатита С. В среднем по стране эта цифра достигает 70% среди всех инъекционных наркоманов. В то же время, несмотря на рекомендации Глобальной комиссии по вопросам наркополитики по приостановке программ направленной борьбы с наркоманией в связи с отсутствием их эффекта и явными последствиями для системы здравоохранения, на государственном уровне мы сталкиваемся с отказом признать поражение и пересмотреть государственную политику в отношении лиц, употребляющих наркотические вещества. Огромный процент представителей маргинальных групп уходят в подполье и остаются незатронутыми услугами здравоохранения — как профилактическими, так и лечебными. Все это, разумеется, способствует неконтролируемому росту эпидемии. В России пациенты, употребляющие наркотики, полностью исключены из программ лечения вирусного гепатита С, являясь по сути основной группой пациентов с заболеванием. Подобый подход, основанный не на научных данных, а на убеждениях отдельных лиц, вызывает недоумение. Государство таким образом поддерживает высокий уровень дискриминации и социального неравенства, не имея на то обоснованных причин. Вы можете себе представить ситуацию, в которой инфицированному человеку, принимающему наркотики, предлагается вместо лечения отказаться от приема наркотиков на срок до 12 месяцев? Хорошее и «дельное» предложение. Однако реабилитационных центров в стране, как и эффективных методов реабилитации, нет. Отказ в лечении объясняется тем, что наркоманы неспособны достичь высокой степени приверженности терапии и могут потенциально преждевременно прекратить лечение. Известно, что именно с целью увеличения приверженности и возвращения наркоманов в социум, а также профилактики распространения инфекционных заболеваний ВОЗ и ЮНЭЙДС активно поддерживают заместительную терапию метадоном или бупренорфином, которая в России запрещена законодательно. Заместительная поддерживающая терапия сегодня — это эффективный, безопасный и экономически оправданный метод лечения опиоидной зависимости.
Высокая стоимость лечения и недостаточное финансирование в рамках государственных программ
Согласно данным доказательной медицины, «золотым стандартом» лечения вирусного гепатита С является использование пегилированного интерферона альфа-2а или альфа-2b и рибавирина. Рекомендации Американской ассоциации по изучению заболеваний печени (AASLD) утверждают, что кандидатами для лечения хронического гепатита С являются все вирусоносители. Сегодня же производство пегилированных интерферонов монополизировано и находится в руках двух фармацевтических гигантов. Сроки действия патентов на их препараты истекают в 2016 и 2017 годах, на комбинированные формы с рибавирином — в далеком будущем. По федеральным закупкам стоимость лечения доходит до 14 тысяч долларов на 48-недельный курс лечения. К сожалению, спрос на лечение и диагностические манипуляции не подкреплен достаточным объемом государственного финансированием и негласно предполагает оплату части лечения или всего курса за свои деньги. Если пациенты с ВИЧ, имеющие коинфекцию гепатита С имеют хоть какую-то возможность попасть в программы финансирования, то у пациентов с изолированным гепатитом С таких возможностей практических нет.
В целом, сегодня мы столкнулись с отсутствием экономического обоснования федеральных стандартов Минздрава на основе необходимого объема финансирования медицинской помощи инфицированным гепатитом С. В том числе отсутствует и единое представление об экономической целесообразности лечения таких больных. Разумеется, мы уверены, что это целесообразно, но на государственном уровне необходимо полное представление о снижении как экономического, так и социального ущерба в результате обеспечения доступа к лечению и профилактике вирусного гепатита. Одним словом, для решения непростой ситуации, в которой оказались сегодня и пациенты, и государство, необходима политическая воля по признанию статуса эпидемии в России, созданию единого регистра пациентов, пересмотру государственной политики в отношении контролируемых веществ и лекарственному обеспечению пациентов с гепатитом С оригинальными препаратами на особых условиях или доступными дженериками.
Олег Кучерявенко
эксперт системы здравоохранения, эксперт программы «Право на здоровье» международного фонда Oxfam, магистрант MPH Лондонской школы гигиены и тропической медицины
Специально для сетевого издания «Коалиция по готвоности к лечению»
Оставить комментарий