14 мая 2019 года активисты по борьбе со СПИДом подали антимонопольный иск в федеральный суд Сан-Франциско против крупнейших производителей лекарств в США, включая Gilead Sciences, Inc., Bristol-Myers Squibb и Johnson&Johnson. В иске заявляется, что производители вели антиконкурентную политику, чтобы искусственно поддерживать высокие цены на некоторые из наиболее важных и широко используемых лекарств для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции.

В частности, истцы утверждают, что компания Gilead заключила антиконкурентные соглашения с компаниями Bristol-Myers Squibb (BMS), Janssen Pharmaceuticals (дочерняя компания Johnson&Johnson) и Japan Tobacco (JT) (отдельно с каждой из компаний) на использование тенофовира и эмтрицитабина в препаратах «вся схема в одной таблетке» в комбинации с препаратами компаний BMS, Janssen и JT.

Первыми комбинированными препаратами стали «Атрипла» (содержит препарат компании BMS  эфавиренз), «Комплера» (содержит препарат компании Janssen рилпивирин) и «Стрибилд» (содержит препарат компании JT элвитегравир). В иске утверждается, что компании BMS, Janssen и JT договорились не делать комбинированные таблетки с генерическими версиями тенофовира и эмтрицитабина, как только они станут доступными на рынке. Также там говорится о том, что при использовании генериков тенофовира указанные комбинированные препараты стоили бы намного дешевле. Например, годовой курс лечения комбинированным препаратом «Комплера» компании Gilead стоит в США 35 тысяч долларов. При использовании генерических версий компонентов препарата в сочетании с запатентованным препаратом компании Janssen рилпивирин, то стоимость данной комбинации обошлась бы вполовину дешевле.

В иске также утверждается, что новая линия комбинированных препаратов компании Gilead на основе тенофовира алафенамид фумарата (TAF) («Генвоя», «Одефсей» и «Симтуза») также подпадает под действие антиконкурентных соглашений, не позволяющих компаниям Janssen и JT производить эти комбинации с генерической версией TAF, когда та станет доступна на рынке.

Во-вторых, истцы утверждают, что компания Gilead применила антиконкурентную политику, заменив в своих комбинированных препаратах тенофовир на TAF, создав таким образом новую линию комбинированных препаратов на основе TAF. В иске утверждается, например, что компания Gilead намеренно сделала препарат «Стрибилд» на основе тенофовира менее безопасным, чтобы усилить маркетинговую идею о том, что «Генвоя» на основе TAF безопаснее.

Аналогичным образом, в иске утверждается, что компания Gilead намеренно сделала отдельный препарат TAF («Вемлиди») с показаниями к применению только при гепатите В, но не ВИЧ-инфекции, и сделав только одну дозировку, 25 мг, но не 10 мг, для того, чтобы те пациенты, которые хотят принимать TAF, a не тенофовир, были вынуждены принимать комбинированные препараты на основе TAF, которые, к тому же содержат третий препарат (дарунавир или элвитегравир), для применения которого требуется бустер. Люди, живущие с ВИЧ в США, могут получить доступ к TAF 10 мг только в составе комбинированных препаратов («Генвоя», TAF/эмтрицитабин/кобицистат/элвитегравир) или «Симтуза» (TAF/эмтрицитабин/кобицистат/дарунавир)). Ни «Вемлиди» (TAF), ни «Дескови» (TAF/эмтрицитабин) не доступны в Соединенных Штатах с дозировкой TAF 10 мг.

В-третьих, истцы утверждают, что компания Gilead включила антиконкурентные положения в свои патентные соглашения с производителями генериков по препаратам «Виреад», «Трувада» и «Атрипла». В иске утверждается, что эти соглашения содержали положения, которые защищали основного производителя генериков, компанию Teva Pharmaceuticals, от конкуренции с другими производителями генериков. Взамен компания Teva согласилась отложить выпуск первых генерических версий этих препаратов. В иске утверждается, что без этих антиконкурентных положений Teva запустила бы производство генериков препарата «Виреад» раньше декабря 2017 года и смогла бы выпустить генерики «Трувады» и «Атриплы» раньше сентября 2020 года, то есть, ранее срока, о котором недавно объявила компания Gilead.

Источник