“Коалиция по готовности к лечению” представляет перевод статьи Саймона Коллинза (i-base) о первых предварительных данных по использованию ремдесивира для лечения COVID-19 в рамках программы раннего доступа.

Оригинал

Саймон Коллинз (Simon Collins), «HIV i-Base»

В некоторых ранних исследованиях соединений и лекарственных средств, перепрофилированных на новый коронавирус (CoV-2), изучалось пролекарство нуклеотидного ингибитора ремдесивира, разрабатываемого компанией Gilead. Ремдесивир обладает активностью invitro в отношении ряда вирусов, в том числе Эбола, MERS, SARSCoV-1 и SARSCoV-2, хотя его исследования при заболевании, вызванном вирусом Эбола, не были успешными.

Несмотря на то, что в настоящее время продолжаются более десяти исследований при CoV-2, ни по одному из них пока еще не были опубликованы результаты по эффективности или безопасности. [1]

В настоящее время в журнале New England Journal of Medicine опубликованы первые предварительные результаты программы раннего доступа. Важно отметить, что это не данные контролируемого клинического исследования. [2]

Отчет основывается на 53 пациентах, получивших как минимум одну дозу ремдесивира с 25 января по 7 марта 2020 года, и в отношении которых имелись данные последующего наблюдения. Эта международная когорта включает в себя пациентов из США (n=22), Европы или Канады (n=22) и Японии (n=9). Кроме того, 8 участников получали ремдесивир, но не были включены в анализ, в основном из-за недостающих данных.

Критерии участия в исследовании включали госпитализацию с подтвержденным COVID-19 и, или сатурацию кислородом 94% или ниже при дыхании атмосферным воздухом, или потребность в проведении оксигенотерапии. Несмотря на то, что формальные первичные конечные точки отсутствовали, регистрировались все основные клинические показатели и данные, относящиеся к безопасности лекарственного препарата.

Исходные характеристики были следующими: медиана возраста – 64 года (МКР [межквартильный размах]: от 48 до 71; диапазон: от 23 до 82), 75% пациентов составляли мужчины и 36 (68%) пациентов имели выраженные сопутствующие заболевания. Клинические особенности: 30 пациентов (57%) на искусственной вентиляции легких и 4 пациента (8%), получавших экстракорпоральную мембранную оксигенацию. Медиана продолжительности симптомов до применения ремдесивира составляла 12 дней (МКР: от 9 до 15).

Участники могли получить 10-дневный курс лечения ремдесивиром, вводимым в/в (внутривенно): 200 мг в первый день и затем по 100 мг 1 раз в день. В общей сложности 40 из 53 пациентов (75%) получили 10-дневный курс лечения, 10 пациентов (19%) получали лечение от 5 до 9 дней, и 3 пациента (6%) получали терапию менее 5 дней.

При медиане последующего наблюдения 18 дней (95%ДИ: 13 – 23) у 36 из 53 пациентов (68%) отмечалось улучшение в категории оксигенотерапии, и у 8 из 53 пациентов (15%) отмечалось ухудшение. При самом последнем контакте последующего наблюдения 25 из 53 участников исследования (47%) были выписаны из лечебного учреждения (24% из числа получавших инвазивную искусственную вентиляцию легких [8/34] и 89% [17/19] из числа получавших неинвазивную оксигенотерапию).

Семь из 53 участников (13%) умерли после лечения ремдесивиром, в том числе 6/34 пациентов (18%), находящихся на инвазивной искусственной вентиляции легких, и 1/19 (5%) пациентов, получавших неинвазивную оксигенотерапию.

Нежелательные явления сообщались у 30/53 участников (60%), многие из которых совпадали с симптомами COVID-19. Серьезными явлениями, отмечавшимися у двух и более лиц, были: полиорганная недостаточность (n=2), септический шок (n=2), острая почечная недостаточность (n=2) и артериальная гипотензия (n=2).

Через 28 дней после лечения клиническое улучшение по шестибалльной шкале отмечалось у 84% участников. Пол, страна, сопутствующие заболевания и продолжительность симптоматических проявлений до применения ремдесивира не были значимо связаны с клиническим улучшением.

Данные вирусной нагрузки в этой программе не определялись.

Несмотря на то, что в документе упоминаются данные по безопасности, полученные примерно от 500 участников программы разработки препарата для лечения заболевания, вызванного вирусом Эбола, в документе New England Journal of Medicine (NEJM) не сообщается информация по группе ремдесивира, а в документе EMA – только данные, полученные на животных. [3, 4]

КОММЕНТАРИЙ

Острая необходимость в эффективном лечении COVID-19 делает результаты клинических исследований крайне важными, и, будем надеяться, результаты первого из этих исследований могут стать доступными в течение следующих нескольких недель.

Сложность и тяжесть COVID-19 затрудняют интерпретацию эффективности и безопасности результатов этого открытого исследования.  Также трудно провести сравнение результатов с другими исследованиями или ретроспективными результатами, основанными на стандарте лечения.

Компания Gilead уже объявила о планах быстрого крупномасштабного производства и программе расширенного безвозмездного благотворительного доступа. Также важно, чтобы любая цена, после получения одобрения регуляторного органа, была бы приемлемой при всех клинических ситуациях. [5]

Сроки получения других результатов, в том числе рандомизированного плацебо-контролируемого исследования с участием приблизительно 800 человек, которые ожидаются в мае, были представлены в заявлениях компании Gilead в прессе. Другие результаты открытых исследований будут доступны в конце апреля. [6]

Литература

  1. clincaltrials.gov. Search results for remdesivir.
    https://clinicaltrials.gov/ct2/results?cond=&term=ремдесивир&cntry=&state=&city=&dist=
  2. Grein J et al. Compassionate use of remdesivir for patients with severe Covid-19. NEJM. DOI: 10.1056/NEJMoa2007016. (10 April 2020).
    https://www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMoa2007016
  3. Mulangu S et al. A randomized, controlled trial of Ebola virus disease therapeutics. N Engl J Med 2019;381:2293-2303. (12 December 2019).
    https://www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMoa1910993
  4. European Medicines Agency. Summary on compassionate use: remdesivir Gilead. (3 April 2020).
    https://www.ema.europa.eu/en/documents/other/summary-compassionate-use-ремдесивир-gilead_en.pdf (PDF)
  5. Gilead press statement. An Update on COVID-19 from our Chairman & CEO. (4 April 2020).
    https://www.gilead.com/stories/articles/an-update-on-covid-19-from-our-chairman-and-ceo
  6. Gilead press statement. An Open Letter from our Chairman & CEO. (10 April 2020).
    https://www.gilead.com/stories/articles/an-open-letter-from-our-chairman-and-ceo-april-10

Материал подготовлен совместно с бюро переводов “Альфатран”.