Минпромторг предлагает провести в РФ пилотный проект, в рамках которого государственные больницы и клиники будут закупать ряд препаратов у компаний, которые обладают производством полного цикла в одной из стран Евразийского союза. Это, по мнению ведомства, позволит сделать локализацию в ЕАЭС более привлекательной для зарубежных фармкомпаний. Впрочем, сами производители, как и пациенты, считают, что предложенные Минпромторгом меры приведут к монополизации рынка и ухудшению качества лекарств.

Минпромторг планирует провести в РФ пилотный проект — госзаказчики должны будут приобретать ряд препаратов для российских пациентов по принципу «второй лишний». Проект постановления правительства об этом вчера опубликован на regulation.gov.ru. Речь в нем идет о препаратах, которые относятся к 15 международным непатентованным наименованиям. Семь из них используются для лечения ВИЧ-инфекции, четыре — онкологические, два диабетические и два противотуберкулезных.

Теперь если на аукцион по закупке одного из этих препаратов выйдет производитель, который выпускает препарат в ЕАЭС по полному циклу, он автоматически его выигрывает.

Если таких окажется больше одного, то они будут соревноваться между собой по стоимости. Если заявок по полному циклу в рамках конкурса нет, то он может пройти по принципу «третий лишний» (когда соревнуются участники с частичной локализацией и исключаются иностранные производители без локализации) или без ограничений.

Как пояснили “Ъ” в пресс-службе Минпромторга, при отборе препаратов для пилотного проекта ведомство использовало четыре критерия — включение их в утвержденный правительством перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, а также применение для лечения заболеваний, которые чаще всего приводят к инвалидности и смерти пациента, входят в число социально значимых или орфанных, наличие производства лекарства в ЕАЭС в рамках полного цикла и, как рассказал “Ъ” замглавы Минпромторга Василий Осьмаков, доля отечественной продукции в общем объеме продаж в натуральном выражении в рамках МНН должна составлять не менее 50%. «Такой показатель позволяет оставаться на рынке и препаратам, произведенным вне ЕАЭС, однако выступает стимулом для глубокой локализации в ЕАЭС»,— отметил замминистра.

Фармпроизводители и пациентские организации, напротив, считают, что инициатива ведомства в лучшем случае создаст для отрасли излишнее регулирование, а в худшем — даст ряду компаний монопольное преимущество на рынке.

Это «приведет к появлению искусственной зависимости всей системы здравоохранения от ограниченного количества производителей препаратов полного цикла. Результат — рост расходов бюджетов всех уровней, как и в случае внедрения правила “третий лишний”»,— говорит исполнительный директор Ассоциации иностранных производителей «Инфарма» Вадим Кукава.

В других странах, отмечает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, уже были примеры монопольного доступа к госзакупкам — в итоге у монополиста неизбежно падает мотивация к развитию, и на этом сегменте рынка не появляются инновации. «Также страдает и качество уже существующих препаратов»,— говорит он. По словам Алексея Михайлова, представителя «Коалиции по готовности к лечению», абсолютное большинство аукционов по препаратам от ВИЧ и так проходят при участии только одного поставщика. «Кроме того, у нас в стране практически нет компаний, которые бы производили бы препараты на основе собственной субстанции, а не закупали ее за рубежом,— как быть, если с таким монополистом что-то случится?» — говорит он. Производить субстанцию в РФ пока экономически невыгодно — закупать в Индии или КНР гораздо дешевле, отмечает глава Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. «Конечно, нужно стимулировать производство в РФ, но другими мерами. Кроме того, пока понятие “полный цикл” юридически не определено, и нельзя понять, какие компании потеряют доступ к госторгам»,— отмечает он.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5078087