Национальный институт промышленной собственности Аргентины (INPI) отклонил патентные заявки компании Gilead на препарат ленакапавир – инновационный инъекционный препарат длительного действия, который показал свою эффективность в качестве опции ДКП и лечения ВИЧ с множественной лекарственной устойчивостью.
Ранее аргентинская организация FGEP (Фонд по изучению и исследованию патентного законодательства) подала пять оппозиций против различных патентных заявок Gilead на ленакапавир, в которых было указано на отсутствие новизны и изобретательского уровня.
В рамках разбирательства INPI официально отклонил заявку AR109364A1 («Противовирусные соединения»), а заявка AR115865A2 («Терапевтические соединения») была признана прекращенной. В ведомстве пояснили, что ключевыми основаниями для отказа стали нарушение статьи 4 Закона 24481, регулирующего патентное право, а также наличие аналогичных соединений в открытых научных источниках. Это означает, что ленакапавир не является принципиально новым изобретением и не может быть запатентован в Аргентине.
Ранее мы писали о том, что Gilead исключил из лицензионного соглашения по ленакапавиру 12 стран Латинской Америки, включая Аргентину, Бразилию, Мексику и Перу, которые принимали участие в клинических испытаниях препарата. Однако, согласно Хельсинкской декларации, страны, внесшие вклад в тестирование новых лекарств, должны иметь возможность получать их по доступной цене. Кроме того, все эти страны имеют потенциал для локального производства лекарств.
«Это победа общественного здравоохранения. В странах, исключенных из добровольного лицензирования, включая всю Южную Америку, необходимо, чтобы как организованные сообщества, так и правительства активно использовали правовые механизмы для защиты доступа к лечению. Особенно если у нас есть возможность локального производства», – подчеркнула Лорена Ди Джано, исполнительный директор FGEP.
FGEP продолжает борьбу за доступ к жизненно важным лекарствам и уже подала 29 оппозиций к патентным заявкам на препараты для лечения ВИЧ, гепатита C, рака, туберкулеза и COVID-19. 16 из них уже были отклонены или отозваны, что позволило сэкономить сотни миллионов долларов. По данным центра по мониторингу FGEP, только отказ от патентов на комбинации с тенофовиром (TDF) позволил сэкономить 525 миллионов долларов США на госзакупках (2015–2023 гг.).
Применение механизмов патентных оппозиций позволяет устранять барьеры, созданные интеллектуальной собственностью, стимулировать локальное производство и обеспечивать универсальный доступ к лечению по справедливым ценам. «Решение INPI – важный шаг в борьбе за доступность жизненно важных препаратов. Мы продолжим использовать все существующие правовые инструменты, чтобы защитить пациентов и предотвратить злоупотребления фармацевтических корпораций», – заключила Лорена Ди Джано.
Оставить комментарий