Речь Мишеля Казачкина, специального посланника Генерального секретаря ООН по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии на открытии Четвертой конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии, 12-13 мая 2014 года:
«Я приветствую уважаемых врачей, ученых, медицинских и социальных работников, активистов и представителей сообществ — тех людей, кто неустанно борются в регионе со СПИДом и туберкулёзом. Многие из вас сегодня присутствуют здесь в зале, а некоторые решили не участвовать в конференции.
Где бы я ни был в Восточной Европе и Центральной Азии я всегда и везде встречаю экстраординарных, преданных своему делу людей, работающих в чрезвычайно сложных условиях.
Я всегда был убежден в том, что люди нашего региона смогут многого добиться, объединившись в общем стремлении остановить эпидемии ВИЧ и туберкулёза.
С 2006 года, когда состоялась первая подобная конференция, количество новых случаев ВИЧ — инфекции, новых случаев заболевания СПИДом и смертей обусловленных СПИДом в регионе продолжает расти. Из ста тридцати тысяч (130000) новых случаев ВИЧ, зарегистрированных в Европейском регионе ВОЗ в 2012 году, три четверти приходится на страны бывшего Советского Союза. Статистика ЕРБ ВОЗ показывает, что в то время как официальное число случаев СПИДа в странах Западной Европы сократилось на пятьдесят четыре процента (54%), на востоке континента число людей со вновь поставленным диагнозом СПИД за последние пять лет увеличилось на сто тринадцать процентов (113%).
Эти цифры резко контрастируют с уменьшающимся числом новых случаев ВИЧ инфекций и смертей в других регионах и в мире в целом.
При этом охват антиретровирусной терапией в нашем регионе также остается намного ниже мирового уровня в шестьдесят процентов (60%.).
Картина эпидемии также меняется. Увеличивается доля гетеросексуальной передачи среди вновь выявленных случаев ВИЧ. Это происходит наряду с сохраняющимися «концентрированными» эпидемиям, особенно среди людей, употребляющих инъекционные наркотики, секс работников и мужчин-геев. Эти «концентрированные» эпидемии продолжают расти, однако работа с ними не ведется на соответствующем уровне и не всегда адекватно.
Значительные финансовые вложения были инвестированы в борьбу с ВИЧ в регионе. Однако лишь малая доля из них пришлась на программы эффективной профилактики ВИЧ.
Этот факт должен вызывать серьезную озабоченность у всех нас и у каждого, кто занимается вопросами общественного здравоохранения. Нам нужно достичь общего понимания того, почему это происходит, и какова должна быть наша стратегия для достижения существенного прогресса.
Я надеюсь, что эта конференция сосредоточится именно на этом. Мы не можем продолжать работать как прежде. Нам нужен откровенный разговор, направленный на поиск того, что именно необходимо изменить в нашем ответе на ВИЧ. Я не говорю об упрощённых и бесцельно поляризующих дискуссиях, например о том, какой подход более верен — лечение или профилактика.
Я имею в виду реальные дебаты о научно обоснованных доказательствах.
Например, есть свидетельства того, что антиретровирусная терапия снижает опасность передачи ВИЧ. Но это не означает, что мы должны отказаться от профилактики в целом и внедрения программ снижения вреда среди уязвимых групп и людей, находящихся в условиях высокой уязвимости, например в заключении. Я убежден, что открытая дискуссия на основе научных доказательств подтвердит то, что мы должны реализовывать как профилактику, так и лечение и довести их до уровня гарантирующего их эффективность.
То же самое верно и для программ снижения вреда. Программы снижения вреда для людей, употребляющих наркотики, рекомендованы ВОЗом, UNAIDS и UNODC, представляют собой набор мер, включающих, среди прочего, заместительную терапию и обмен игл и шприцев. Для программ снижения вреда имеются неопровержимые научные доказательства того, что вместе с антиретровирусной терапией они предотвращают новые случаи ВИЧ, снижают смертность, снижают зависимость от наркотиков, а так же улучшают качество жизни и снижают уровень преступности и нарушений общественного порядка.
Наркополитика, основанная на принципах сохранения общественного здоровья, начинается, прежде всего, с внедрения и расширения масштабов программ снижения вреда.
Если у кого-нибудь есть доказательства обратного, давайте это обсудим на основе имеющихся научных исследований. И тогда мы сможем, наконец, двигаться вперед с единой общей стратегией действий.
В этом контексте, как ученый, врач и как посланник Генерального Секретаря ООН, я должен прямо сказать, что недавние заявления, сделанные относительно отсутствия эффективности заместительной терапии в Крыму и решение крымских властей о прекращении этих программ, для меня являются необоснованными, несовместимыми с нормами защиты прав человека и источником ненужных страданий.
Я хочу воспользоваться возможностью этой конференции, чтобы призвать российские и региональные медицинские и научные сообщества к участию в открытых дискуссиях по вопросу профилактики и снижению вреда, где слишком долго отсутствует сопоставление разных научных данных и где наука иногда уступает место политике и идеологии.
Эта конференция предоставляет исключительную возможность для таких дискуссий, но наверняка потребует их продолжения. ООН готова поддержать регион в организации таких дискуссий в ближайшие месяцы.
Мы просто больше не можем избегать этой дискуссии. Слишком много жизней было потеряно от ВИЧ, туберкулеза и гепатита в Восточной Европе и Центральной Азии. Слишком много людей смирились с тем, что этот регион не сможет добиться прогресса из-за идеологических разногласий, смирились с неизбежностью дальнейшего роста заболеваний и смертей от ВИЧ и туберкулёза.
Пришло время изменить эту парадигму.
Но изменится ли она или нет, зависит только от нас. Только в наших силах сделать выбор, отличающийся от того, что было в прошлом. Только в наших силах дать надежду людям региона на лучшее будущее».
Оставить комментарий