На фоне недавнего пресс-релиза компании Gilead, объявившей о подписании добровольной лицензии на новый препарат ленакапавир, ViiV Healthcare анонсировала увеличение объемов поставок своего инъекционного препарата каботегравир. Эта последовательность событий не может не наводить на мысль, что начинается настоящая гонка между фармацевтическими компаниями за рынок и прибыль.

Ленакапавир, который на данный момент уже показал свою эффективность в двух испытаниях, и каботегравир, выведенный на рынок, становятся ключевыми игроками в сфере профилактики ВИЧ.

На первый взгляд можно предположить, что в ближайшее время все нуждающиеся непременно получат препараты для ДКП, а возможно, даже смогут выбирать, какой препарат использовать – каботегравир или ленакапавир. Но не все так просто, ведь пресс-релизы это одно, а реальный доступ к препаратам – совсем другое.

Мы уже писали ранее о том, что доступ к каботегравиру весьма ограничен. Совсем недавно члены Евразийского сообщества за доступ к лечению направляли письмо в ViiV Healthcare с просьбой расширить область действия лицензионного соглашения по каботегравиру с Медицинским патентным пулом (Medicines Patent Pool), добавив, как минимум Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Казахстан и Молдову. Добровольное соглашение между Патентным пулом и ViiV Healthcare было подписано еще в июле 2022 года, и в него вошли всего 90 стран с низким и средним уровнем дохода, исключая страны с уровнем дохода выше среднего за пределами Африки – Бразилию, Таиланд, Мексику и Колумбию. Эксперты не раз отмечали, что каботегравир для ДКП является провалом общественного здравоохранения, так как его стоимость остается высокой.

Что касается ленакапавира, то в этом случае добровольная лицензия также не является идеальной с точки зрения обеспечения доступности препарата, так как она также исключает страны с уровнем дохода выше среднего – Бразилию, Аргентину, Колумбию, Малайзию. Кроме того, данная лицензия ограничивает возможность применения странами гибких положений ТРИПС для обеспечения населения препаратом.

Если мы отстранимся от пресс-релизов, то на практике увидим, что миллионы людей по всему миру все еще не могут воспользоваться и, вряд ли в ближайшие годы получат доступ к новым инъекционным препаратам. А ведь именно для этих людей критически важно, чтобы намерения, транслируемые фарм-компаниями в пресс-релизах, трансформировались в реальный доступ к препаратам. Последующие шаги Gilead и ViiV должны быть направлены не только на усиление конкуренции и борьбу за рынок и прибыль, но и на конкретные действия, способствующие улучшению доступа людей к необходимым лекарствам.

Ни для кого не секрет, что в условиях растущей конкуренции фармкомпании также стремятся укрепить свой имидж ответственных игроков на рынке. Последние пресс-релизы позволяют им продемонстрировать приверженность борьбе с ВИЧ и поддержанию здоровья населения в странах. Однако, настоящие изменения зависят от прозрачности и скорости реализации этих инициатив.

Мы хотим подчеркнуть, что доступ к препаратам должен быть приоритетом компаний, а не просто частью стратегий маркетинга. Хотелось бы верить, что компании не просто будут объявлять о своих планах, но и обеспечат реальное поступление препаратов к пациентам.