18 октября Правительство России выпустило постановление, в котором утверждается методика определения порядка выплаты и размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия.

Постановление подготовлено в соответствии со ст. 1360 Гражданского кодекса, где указаны возможные варианты такого использования, например, в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, а также охраной жизни и здоровья граждан. Упомянутый аспект здравоохранения (был введен в законодательство в мае этого года) очень важен, так как он позволяет правительству предоставить гражданам полноценный доступ к необходимым лекарственным средствам, вакцинам, средствам диагностики и другим медицинским продуктам.

Согласно документу, размер компенсации составляет 0,5% фактической выручки от производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг лица, которое использовало изобретение. Если лиц несколько, то взнос вкладывает каждый. Платежи необходимо выплачивать ежегодно весь период действия решения Правительства. Если используется несколько изобретений, размер компенсации распределяется в долях, пропорционально числу патентов, принадлежащих правообладателям. Следует отметить, что опыт определения роялти в мировой практике различен: в частности, в рекомендациях Программы развития ООН указан диапазон от 2 до 6% от цены генерика, в канадских рекомендациях – от 0,2% до 4% и т.д.

Компания, получившая разрешение от государства, не позднее 30 дней со дня окончания года может разместить средства для выплаты компенсации на банковском счете в виде безотзывного подтвержденного аккредитива, при этом необходимо известить об этом обладателя патента и направить ему оферту о заключении соглашения о выплате компенсации с указанием условий и сроков. В последнем случае компенсация должна быть выплачена не позднее 6 месяцев со дня подписания договора.

Механизм использования любого результата интеллектуальной собственности, например, лекарств, без согласия обладателя патента обобщенно называется «принудительным лицензированием» и широко применяется во всем мире. Правительство России впервые использовало данный механизм в конце 2020 года, выдав отечественной компании «Фармасинтез» разрешение на производство и поставку ремдесивира – препарата для лечения Covid-19 ремдесивир – при наличии действующего патента зарубежной компании.