В преддверии Всемирного дня борьбы с туберкулезом, который отмечается 24 марта, «Коалиция по готовности к лечению» в сотрудничестве с несколькими НКО направила в Евразийское патентное ведомство замечания против выдачи патента, относящегося к использованию претоманида для лечения мультирезистентного туберкулеза.

Претоманид, разработанный неправительственной организацией TB Alliance, уже одобрен в США как часть комбинированной полностью пероральной схемы с бедаквилином и линезолидом (BPpaL) для лечения взрослых пациентов с легочным туберкулезом с широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ-ТБ) или непереносимостью/отсутствием ответа на лечение туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ). Продолжительность терапии схемой BPaL составляет 6 месяцев.

В 2020 году Всемирная организация здравоохранения обновила руководство по лечению МЛУ-ТБ, и в обновленную версию вошла, в том числе, схема BPaL. По словам Терезы Касаевой, директора Глобальной программы ВОЗ по туберкулезу, «Обновленное руководство дает надежду полумиллиону человек, которые сейчас борются с МЛУ-ТБ и ТБ с широкой лекарственной устойчивостью, особенно во время пандемии COVID-19. Пациентам с МЛУ-ТБ становится более доступным короткое полностью оральное лечение в безопасных условиях на дому».

Согласно проведенному анализу, евразийская заявка 201890614 как минимум не раскрывает изобретение достаточно ясно и полно, чтобы оно могло быть осуществлено специалистом, и не отвечает таким условиям патентоспособности, как «новизна» и «изобретательский уровень.

Ранее несколько пациентских организаций в странах Восточной Европы и Центральной Азии (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Украина) подали возражения против патентов на другой ключевой препарат для лечения МЛУ-ТБ – бедаквилин. Также процессы по оспариванию патента на претоманид с бедаквилином и линезолидом (BPpaL) велись в Индии.

При отсутствии патентной защиты претоманид и бедаквилин можно будет производить разным компаниям, и цена должна снижаться за счет конкуренции. По оценкам исследователей из Ливерпульского университета, стоимость генерика претоманида с учетом прибыли при больших объемах может составлять от 8,2 до 21,2 доллара США в месяц, генерика бедаквилина – от 8,8 до 16,4 доллара США в месяц.

Права на коммерческое использование претоманида были переданы компании Mylan (Viatris). В России претоманид на данный момент не зарегистрирован. В ходе встречи с евразийским пациентским сообществом представители Mylan сообщили, что компания планирует подать досье на регистрацию претоманида в России в середине 2022 года. Препарат уже одобрен в Грузии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Предполагаемая цена – около 60 долларов США за упаковку с различием в 2-3 доллара в зависимости от страны. Также действует программа раннего доступа к претоманиду.

Организация «Врачи без границ» (MSF) считает, что претоманид должен быть доступен для всех, кто в нем нуждается, особенно с учетом значительных пожертвований налогоплательщиков и благотворительных организаций, вложенных в его разработку.