На сайте TAG (Treatment Action Group) опубликовано обращение активистов со всего мира с призывом улучшить доступ к жизненно важным лекарствам от туберкулеза (ТБ), в том числе бедаквилину.

В своём призыве активисты делают акцент на проблеме доступа к бедаквилину – препарату, который активно используется в лечении лекарственно-устойчивого туберкулеза (ЛУ-ТБ). Бедаквилин в сочетании с другими новыми и перепрофилированными противотуберкулезными препаратами способен вылечить ЛУ-ТБ всего за шесть месяцев с успешным исходом в 70–90 процентах случаев.

Патент на бедаквилин в 64 странах с низким и средним уровнем дохода принадлежит компании Johnson & Johnson минимум до 2027 года. Следовательно, эти страны не имеют возможности производить и распространять генерические версии препарата до истечения срока действия патента. На данный момент шестимесячный курс бедаквилина стоит от 270 долларов США (1,50 долларов США в день), что увеличивает общую стоимость коротких схем лечения ЛУ-ТБ. В России шестимесячный курс бедаквилина стоит около 110 тысяч рублей (почти 2000 долларов США), в Казахстане – около 500 долларов США.

Авторы также упоминают, что новая генерическая версия бедаквилина, производимая компанией Macleods Pharmaceuticals в Индии, прошла одобрение Экспертной группы Глобального фонда (ERP) – независимой группы экспертов, которая рассматривает готовые фармацевтические продукты и дает рекомендации по их использованию Глобальному фонду.

Для того, чтобы обеспечить широкий доступ к краткосрочным схемам лечения лекарственно-устойчивого туберкулеза на основе бедаквилина, активисты призывают:

  • Правительство Индии ответить на ходатайство, поданное в Высокий суд Бомбея (Meera Yadav & Anr. V Union of India & Ors. PIL (L) № 495 от 2021 г.), и выдать принудительную лицензию, позволяющую местным разработчикам производить бедаквилин как для внутреннего использования, так и для экспорта в страны с недостаточными производственными мощностями для обеспечения доступа к непатентованным версиям бедаквилина;
  • Правительства Бразилии, Беларуси, Индонезии, Казахстана, Кении, Кыргызстана, Молдовы, Мозамбика, Пакистана, Филиппин, России, Южной Африки, Таиланда, Украины, Вьетнама и других стран с высоким бременем туберкулеза, где патенты блокируют доступ к генерическим версиям бедаквилина до 2027 г., выдать принудительные лицензии для обеспечения местного производства или импорта непатентованного бедаквилина для внутреннего использования;
  • Правительства Бангладеш, Демократической Республики Конго, Мьянмы, Нигерии и других стран с высоким бременем ТБ, в которых не были поданы заявки на патенты, обеспечить местное производство генериков бедаквилина и/или оперативные и прозрачные закупки генериков бедаквилина;
  • Macleods Pharmaceuticals и других производителей генериков – подать заявки на регистрацию бедаквилина в национальные регулирующие органы и взять на себя обязательство продавать генерики не более чем за 0,50 доллара США в день;
  • Johnson & Johnson – отказаться от реализации прав на интеллектуальную собственность в отношении бедаквилина в указанных странах.