В журнале New England Journal of Medicine опубликованы результаты исследования, согласно которому у беременных женщин, принимавших долутегравир, значительно чаще наблюдалась полностью подавленная вирусная нагрузка на момент родов по сравнению с женщинами, принимавшими атазанавир/ритонавир или ралтегравир.

Исследователи пришли к выводу, что приём долутегравира во время беременности является более эффективным, чем приём атазанавира/ритонавира или ралтегравира. В случае, когда использовать долутегравир невозможно, альтернативой выступает дарунавир/ритонавир.

Несколько клинических исследований показали, что лечение долутегравиром приводит к более высокой вирусной супрессии на момент родов и как следствие, минимизирует риск вертикальной передачи ВИЧ, по сравнению с эфавирензом или атазанавиром/ритонавиром. Однако ученые также отмечают, что действующие рекомендации по применению антиретровирусных препаратов во время беременности различаются, что отчасти может быть связано с отсутствием своевременных обновлений. 

Текущие рекомендации включают:

Великобритания: Использование эфавиренза или атазанавир/ритонавира, предпочитая дарунавир/ритонавир, рилпивирин или ралтегравир. Долутегравир может рассматриваться в качестве альтернативы после шести недель беременности.(2020)

Соединенные Штаты: Долутегравир, ралтегравир, дарунавир/ритонавир или атазанавир/ритонавир являются предпочтительными вариантами при начале лечения во время беременности.(2021)

Европейское клиническое общество по СПИДу: Использовать долутегравир или ралтегравир, отдавая предпочтение усиленному ингибитору протеазы, рилпивирину или эфавирензу.(2021)

Всемирная организация здравоохранения: Как и для всех остальных людей, долутегравир рекомендуется применять во время беременности.(2021)

Исследование Pediatric HIV/AIDS Cohort Study, которое проводилось в период с 2007 по конец 2019 года изучало влияние приема различных антиретровирусных препаратов на подавление вирусной нагрузки во время беременности и родах. 

Были получены данные о 1257 беременностях с наблюдаемыми исходами родов. Из них: 120 участниц, получавших долутегравир, 464 участниц, получавших атазанавир/ритонавир, 185 участниц, получавших дарунавир/ритонавир, 243 участницы, получавшие рилпивирин, 86 участниц, получавших ралтегравир и 153 участницы, получавшие элвитегравир/кобицистат.

В качестве нуклеозидной основы (НИОТ) использовался тенофовир дизопроксил фумарат/эмтрицитабин для подавляющего большинства лиц, принимавших атазанавир/ритонавир, дарунавир/ритонавир, рилпивирин и ралтегравир, и для 32% лиц, принимавших долутегравир. Абакавир/ламивудин выступал как НИОТ для 51% участников, принимавших долутегравир, а тенофовир алафенамид/эмтрицитабин – для 48% участников, принимавших элвитегравир/кобицистат.

Вирусная супрессия при родах существенно различалась в зависимости от схемы лечения. В то время как 96% женщин, принимавших долутегравир, имели неопределяемую вирусную нагрузку на момент родов, процент женщин с вирусной супрессией был ниже при других схемах лечения (атазанавир/ритонавир 84%, дарунавир/ритонавир 90%, ралтегравир 89%, элвитегравир/кобицистат 90%, рилпивирин 97%).

Анализ показал, что разница в подавлении вируса между долутегравиром и атазанавир/ритонавиром, ралтегравиром и элвитегравир/кобицистатом была статистически значимой. Чтобы повысить точность анализа, были добавлены данные о 170 беременностях из швейцарской когорты ВИЧ-инфицированных – итоговые результаты не изменились.

Авторы исследования убеждены в необходимости дальнейших исследованиях безопасности и эффективности новых антиретровирусных в сравнении с долутегравиром. Также они настаивают на том, чтобы результаты их перспективного исследования учитывали при обновлении существующих рекомендаций.