В журнале The Lancet опубликованы результаты исследования эффективности и безопасности нового ингибитора капсида с оптимизированной фоновой схемой лечения у людей, живущих с ВИЧ, с множественной лекарственной устойчивостью.

52-недельное продолжающееся международное исследование CAPELLA фазы 2/3 проходило в 42 центрах. Первая группа включала в себя 36 участников, которые были рандомизированы (2:1) для приема ленакапавира и плацебо соответственно с существующей неэффективной схемой лечения. Участники, распределённые в группу с ленакапавиром, получали перорально 600 мг в первый и второй день, а затем 300 мг на восьмой день. На пятнадцатый день участники, принимающие ленакапавир, начали получать подкожную инъекцию препарата (927 мг) каждые 26 недель, а те, кто получал плацебо, начали 2-недельный вводный прием ленакапавира с последующими подкожными инъекции. Данная группа начала оптимизированный фоновый режим лечения на 15 день.

Вторая группа из 36 человек не была рандомизирована и начала оптимизированный фоновый режим лечения одновременно с ленакапавиром (перорально или подкожно). Вторичной конечной точкой было РНК ВИЧ-1 в плазме менее 50 копий на мл или менее 200 копий на мл на 52 неделе.

Из 72 участников 46 (64%) имели количество CD4 менее 200 клеток на мкл, а 38 (53%) принимали не более одного полностью активного антиретровирусного препарата на исходном уровне. В первой группе у 30 из 36 участников (83%) было менее 50 копий РНК ВИЧ-1 на мл, а у 31 из 36 участников (86%) было менее 200 копий РНК ВИЧ на мл на 52-й неделе. Всего девять участников (четыре в группе 1, пять в группе 2) имели эмерджентную (периодически возникающую) резистентность к ленакапавиру, но у четырех из них она была вновь подавлена на фоне продолжительного приема ленакапавира. Один участник прекратил прием исследуемого препарата из-за реакции в месте инъекции.

Исследование показало, что у участников с множественной лекарственной устойчивостью ВИЧ подкожное введение ленакапавира в сочетании с оптимизированной фоновой схемой лечения приводило к высокой степени вирусологической супрессии до 52 недель.