На конференции IAS 2023, проходящей с 23 июля по 26 июля в Брисбене, были представлены результаты исследования, проведенного доктором Асьером Саес-Кирионом из Института Пастера в Париже и доктором Александрой Кальми из Женевской университетской больницы в Швейцарии.

Одним из ключевых моментов исследования стало излечение мужчины от ВИЧ, которого стали называть “женевским пациентом”. Он получил стволовые клетки от донора, который не обладал редкой мутацией, препятствующей проникновению ВИЧ в клетки. Обычно полное излечение от ВИЧ было достигнуто только у пациентов, которые получали стволовые клетки от доноров с такой мутацией.

У мужчины европеоидной расы, возрастом около пятидесяти лет, ВИЧ был диагностирован в 1990 году. С 2005 года он принимал постоянную антиретровирусную терапию (АРТ). Несмотря на эффективное лечение, ультрачувствительные тесты все еще выявляли РНК ВИЧ в плазме крови и ДНК ВИЧ в Т-клетках CD4, что указывало на наличие вирусного резервуара.

У этого мужчины развилась редкая и агрессивная саркома, в связи с чем он прошел химиотерапию и лучевую терапию всего тела. После этого, в июле 2018 года, ему была проведена аллогенная трансплантация стволовых клеток. Важно отметить, что стволовые клетки были получены от донора без мутации CCR5-delta-32, которая препятствует проникновению большинства штаммов ВИЧ в клетки. По словам доктора Асьера Саес-Сириона, совместимых доноров с такой мутацией не было доступно. После трансплантации у мужчины был достигнут полный химеризм, что означает, что все его иммунные клетки происходили от донора. Он также перенес острую и хроническую формы “трансплантат против хозяина” и получал лечение различными иммуносупрессивными препаратами, включая ингибитор JAK/STAT руксолитиниб. Через три года после трансплантации, в ноябре 2021 года, он прекратил лечение под строгим медицинским наблюдением. После этого он дважды использовал доконтактную профилактику по требованию.

Президент IAS и сопредседатель конференции, профессор Шэрон Льюин из Университета Мельбурна, отмечает, что “вероятность возрождения вируса невозможно определить, но все измерения резервуара до настоящего времени не позволили обнаружить ни одного неповрежденного вируса”. Она подчеркивает, что это очень хорошая новость, однако необходимо помнить, что случаи излечения остаются исключительными и требуют дальнейшего изучения.