На 12-й научной конференции Международного общества по СПИДу (IAS 2023) была проведена дискуссия по вопросу доступности инъекционной терапии каботегравир/рилпивирин в странах с низким и средним уровнем дохода. По мнению специалистов, широкое использование инъекционных препаратов для лечения людей, живущих с ВИЧ, в странах с низким и средним уровнем дохода в ближайшее время маловероятно.

На данный момент применение каботегравира / рилпивирина для лечения одобрено только в странах с высоким уровнем дохода, в том числе в Европе, Северной Америке и Восточной Азии. В то же время в странах с уровнем дохода выше среднего – Аргентине, Ботсване и России – каботегравир / рилпивирин также одобрен для применения, но на практике доступ к нему пока ограничен. Проблема заключается в том, что препараты не одобрены ни в одной стране с низким и средним уровнем дохода. Эксперты полагают, что независимо от уровня развития экономики страны, высокая цена препарата является препятствием для его широкого применения.

Кроме того, помимо высокой цены на препараты, эксперты обеспокоены неполнотой данных по применению каботегравира/рилпивирина во время беременности, у детей и подростков, а также у тех, кто имеет коинфекцию гепатита В. Сложности также отмечаются и в применении этой схемы, например, наличие систем, обеспечивающих своевременное посещение пациентами медицинских учреждений, и доступ к пероральным версиям препаратов на период, когда пациенты не могут их принимать.

Лобна Гаайеб из Патентного пула лекарственных средств рассказала, что патенты на пероральную и инъекционную формы рилпивирина истекают к 2027 году, и поэтому в скором времени станет возможным производство генериков. Однако в отсутствие рекомендаций ВОЗ по его применению или крупных программ лечения, демонстрирующих заинтересованность, генерические компании могут не решиться вкладывать средства в длительный процесс создания мощностей по его производству.

Применение рилпивирина сталкивается и с дополнительными сложностями, связанными с возникновением у пациентов частой резистентности к препаратам класса ННИОТ. Это означает, что переход на инъекционную схему каботегравир/рилпивирин потребует регулярного мониторинга вирусной нагрузки и резистентности, что в свою очередь станет дополнительным бременем для систем здравоохранения.

Доктор Джаккрапатары Бунруанга (Jakkrapatara Boonruang) из Института ВИЧ-инфекции и инновационных исследований в Таиланде, указывает и на сложность сложность хранения и транспортировки инъекционного рилпивирина, который должен храниться в холодильнике.

Отдельно также выделяется сложность в получении инъекций на базе сообществ. Специалисты отмечают, что пациенты могут получать пероральную АРВТ на базе сообществ, посещая их один раз в три-шесть месяцев, в то время как инъекции каботегравира / рилпивирина должны проводиться обученным медицинским работником каждые два месяца.

Несмотря на трудности, связанные с внедрением инъекционной антиретровирусной терапии (АРВТ), эксперты сохраняют оптимизм и подчеркивают необходимость в пилотных проектах. По их мнению, в ходе таких инициатив следует экспериментировать с различными подходами к применению каботегравира/рилпивирина, тщательно отслеживать результаты и извлекать уроки из реальной клинической практики.