Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулёзом и малярией объявил о подписании соглашения с компанией Gilead Sciences по доступу к ленакапавиру — инъекционному препарату длительного действия для профилактики ВИЧ — в странах с низким и средним уровнем дохода. Соглашение было заключено после одобрения ленакапавира Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA).

«Это не просто научный прорыв — это поворотный момент в борьбе с ВИЧ/СПИДом», — сказал Питер Сэндс, исполнительный директор Глобального фонда. — «Впервые у нас есть инструмент, способный кардинально изменить ход эпидемии. Но это возможно лишь в том случае, если мы обеспечим его доступность для тех, кто нуждается в нём больше всего. Наша цель — охватить 2 миллиона человек инъекционной опцией ДКП. Однако это достижимо только при наличии необходимых ресурсов».

В рамках соглашения страны, имеющие поддержку Глобального фонда, смогут получить ранний доступ к ленакапавиру, который будет определяться с учётом эпидемиологической ситуации по ВИЧ, национальных стратегий профилактики и имеющихся ресурсов. Особенно заинтересованы в скорейшем внедрении препарата страны с высоким уровнем заболеваемости. Цель Глобального фонда — осуществить первую поставку препарата как минимум в одну африканскую страну до конца 2025 года.

Однако путь к широкомасштабному внедрению ленакапавира не так прост, так как этот процесс сталкивается с рядом патентных и ценовых барьеров. В США годовая стоимость терапии на данный момент превышает 42 000 долларов США, тогда как, по оценкам специалистов, себестоимость при массовом производстве может составлять от 26 до 93 долларов США в год. Представители некоммерческих организаций региона ВЕЦА уже подали замечания третьих лиц, оспаривающие выдачу патента на пролекарство ленакапавира. Кроме того, уже есть страны, где борьба с патентами приносит результаты — в Аргентине официально отклонили патентную заявку Gilead на ленакапавир. Аналогичные процессы идут в Индонезии и ряде африканских стран.

Мы убеждены, что не стоит полагаться лишь на заявления производителя — важно добиваться полной прозрачности любых данных и активно участвовать в процессах регистрации, лицензирования и ценообразования. Также крайне важно расширить добровольную лицензию Gilead, чтобы она охватывала те страны, где доступ к препарату по-прежнему ограничен.