Индонезийская коалиция по борьбе со СПИДом (IAC) и организация “Индонезия за глобальную справедливость” (IGJ) подали патентное возражение на препарат против туберкулеза (ТБ) бедаквилин в ноябре 2022 года. Патентное возражение было подано в Комиссию по патентным апелляциям, Главное управление по интеллектуальной собственности (DGIP), Министерство законодательства и прав человека и отклонено решением Судебной коллегии 9 ноября 2023 года.

Возражение было подано против патента на препарат бедаквилин, используемый для лечения туберкулеза, который был зарегистрирован компанией Johnson & Johnson через ее дочернюю компанию Janssen в Индонезии. Общественные организации убеждены, что зарегистрированный патент является вторичным патентом, и не может быть использован для получения патентных прав из-за отсутствия изобретательского уровня. Срок действия патента на бедаквилин должен был истечь в 2027 году, однако был продлен до 2036 года.

В 2023 году Индонезия заняла второе место в мире по общему числу случаев заболевания туберкулезом – 969 000 случаев, а число смертей составило 93 000 в год. По оценкам экспертов, количество случаев туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ), достигает 28 000 из общего числа случаев.

Согласно документу на странице Национального агентства по государственным закупкам чистая цена бедаквилина в аптечной сети составляет примерно 478,26 долларов США за упаковку (188 таблеток) или около 2,58 доллара США за таблетку. Представители общественных организаций убеждены, что эта цена довольно высока, если учесть, что, по данным Статистического управления Индонезии, средняя зарплата работника в Индонезии в 2023 году составит 202,77 доллара США в месяц.

В июле 20233 года общественные организации и активисты по всему миру требовали от компании Johnson & Johnson отказаться от применения вторичного патента на бедаквилин (патентные заявки на неинновационный состав с фумаратной солью). В сентябре 2023 года компания Johnson & Johnson обязалась не применять патентный статус бедаквилина для лечения МЛУ – ТБ в 134 странах с низким и средним уровнем дохода, включая Индонезию.

На практике мы видим, что есть страны, которым удалось оспорить продление монополии на бедаквилин. Например, в Индии гражданское общество не позволило компании Johnson&Johnson продлить монополию на бедаквилин – патентное ведомство отказало в выдаче вторичного патента на фумаратную соль бедакилина. Заявка компании Johnson & Johnson была отклонена на основании изобретательского уровня и раздела 3(d), который прямо запрещает подобные вечнозеленые патенты.