Как сообщает издание The Guardian, мировые лидеры, звезды и ученые обратились к компании Gilead с требованием обеспечить более широкий доступ к препарату ленакапавир. Обращение подписали более 300 человек, включая актеров Алана Камминга, Джиллиан Андерсон, Стивена Фрайя и Шэрон Стоун, а также бывших глав государств, лауреатов Нобелевской премии и людей, живущих с ВИЧ.

Препарат ленакапавир (ТН Sunlenca) производства компании Gilead является ингибитором капсида длительного действия для лечения ВИЧ у пациентов с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ), который вводится в виде подкожной инъекции каждые шесть месяцев. Препарат принимается в комбинации с другими антиретровирусными препаратами. Начальная доза ленакапавира принимается в виде таблеток для перорального приема и подкожных инъекций, после чего каждые шесть месяцев проводятся поддерживающие инъекции. Ленакапавир не рекомендуется сочетать с некоторыми препаратами для лечения туберкулеза, в частности рифабутином, рифампином и рифапентином. Кроме того, отсутствуют данные по безопасности приема препарата у беременных.

В настоящее время проводятся исследования эффективности ленакапавира в комбинации с ислатравиром, широко нейтрализующими антителами и в качестве опции для ДКП.

Препарат был одобрен FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) в декабре 2022 года. Согласно данным, приведенным в издании The Guardian, в настоящее время стоимость первого года лечения ленакапавиром составляет 42 250 долларов США, а последующие годы – 39 000 долларов США. Из-за крайне высокой цены препарат доступен лишь в ограниченном количестве богатых стран.

Активисты призывают компанию Gilead обеспечить доступ к препарату в странах со средним и низким уровнем доходов путем заключения соглашений с Патентным пулом, чтобы дать возможность генерическим компаниям производить аналоги по более низкой стоимости. Однако не все активисты поддерживают данный подход. В частности, на последней встрече World CAB лицензии Патентного пула были подвергнуты критике из-за того, что они являются непрозрачными, ограничивают число поставщиков, подрывают возможности стран для использования гибких положений ТРИПС, например, принудительного лицензирования.

В некоторых странах неправительственные организации уже работают над устранением патентной защиты на препарат, которая продлится минимум до 2034 года. Например, в Таиланде организация TNP+ уже подала возражение против выдачи патента на ленакапавир, ссылаясь на отсутствие новизны и инновационной составляющей препарата.